+

г. Москва, ул. Юности, д. 15, офис 33

+7 (495) 643-25-56
rona55@mail.ru

Японские сады. Особенности

В нынешнее время японский сад – чуть ли не самое модное направление в дизайне ландшафта. Ведь такой сад позволяет прикоснуться к восточной культуре и узнать все тайны философии Японии и Китая.

При обустройстве территории таким образом учитывайте, что Японский сад отличается от других внешне. Плюс в нем заключены мысли самого создателя. Вот основные особенности.

1. Символизм

Японские сады символичны. Являясь уменьшенной копией ландшафта Азии, природы, да и самого мироздания, они выражают мировоззрение людей. Камни – это горы, пруды – моря, ручейки – это реки.

Из-за своей простоты, привычных форм трудно разглядеть смысл и многозначное содержание.

Смысл символизма заложен в буддизме. Суть буддийского учения в том, что путь к истине — в созерцании красоты, переживании её образов. И это становится моментом приближения к истине.

Особенно ярко элементы символизма проявляются в маленьких садах. Там не уместить большой булыжник и не сделать огромный ручеек. Благодаря этому, оставшиеся элементы обладают повышенной выразительностью и несут смысл.

2. Натуральность

Японский сад – это природа. Естественная природа, в которой изначально уже заложены красота и разумность. В японском саду природа воссоздается в первоначальном виде, не преображенная, а адаптированная для зрителя. Соавтором японского сада будет сама природа, кроме нее никто не способен управлять сменой сезонов. Кроме неё никто не заставит опадать листья и стелить снег. Основой такого сада признают природу — как идеал, к которому нужно стремиться. Можно идеализировать саму природу, но нельзя создавать того, что не встречается в природе.

3. Уединение

Созерцание природы давно помогало приблизиться к постижению основ в вопросах бытия. В отличие от сада европейского стиля, где всё воздействует на органы чувств посредством цвета и запахов, японский сад преследует иную цель. Это уединение, отрешение от всего суетного и обретение душевного равновесия.

Японский сад возводится так, чтобы не подчеркивать отдельные элементы, а созерцать саму природу целиком. Находясь в таком саду, человек должен отречься от внешнего и сосредоточится на внутреннем и важных мыслях.

Японский сад состоит из элементов, без которых его существование невозможно:

1. Камни

Основа сада, они олицетворяют мужское начало «Янь» , также задают каркас сада и структуру. От камней зависит величина и форма водоема, количество растений и другое. Поэтому подбор и расстановка камней – самая важная часть японского сада.

Выбор камней зависит от общего характера сада, его стиля и других элементов. Поэтому камни выбираются по форме, цвету и прочим параметрам. Не стоит использовать искусственные камни, также не подойдут округленные и обработанные камни. Самым большим приобретением являются необычные камни, покрытые мхом, поднятые со дна озера, спущенные с горы и др. Чем удивительнее камень, тем больше ценности он представляет. Если глыба слишком «свежая», её состаривают выращивая на ней мох.

Каждый камень – это поэзия! Он наделяется своей «ролью» или «лицом». Он может лежать, убегать, прислоняться, смотреть вверх или вниз.

Все камни разделяют на группы, и они выстраиваются по принципу равностороннего треугольника. Длинная сторона обращена ко входу в сад, короткая – слева, а средняя – справа. Камни размещаются по диагонали или параллельно главной линии сада. Самая частая композиция – из трех камней. Камни ставятся на поверхность или зарываются в землю, изредка под наклоном.

2. Вода

Второй по важности элемент – вода. Символ воды — темное женское начало «Инь». Эта энергия символизирует начало жизни, саму жизнь. Вода — это переменчивая стихия, одновременно как спокойная, так и разбушевавшаяся. Примета вечного движения и перемен.

В японском саду допустимы пруды, ручьи, водопады, или «сухие ручьи» — имитация ручьев посредством мелкого гравия или песка. Установка фонтанов и других неестественных форм не допустимо.

Пруд создается в больших садах. Имеет неправильную форму, извилистые берега, острова и заливы. Уровень воды поддерживается практически вровень с берегом, без облицовки. Большая часть пруда заполняется лотосами и нимфеями, также берег создается с учетом отражательной способности воды. Благодаря этому воссоздаются удивительные картины.

Проще пруда в исполнении ручей. Он не требует больших площадей. Своими извилинами и поворотами он задает схему сада. Ручей может быть спокойным или бурным, с порогами и водопадами.

Водопад устраивают вдали от дома, но так, чтобы был слышен звук воды, а ночью виден отблеск ручья. Водопад — самый простой в исполнении. Для него используется один большой неровный камень, с которого падает вода и два камня поменьше, которые образуют русло. Форма у водопада может быть самой причудливой.

Самый искусный — «сухой ручей». Он очень востребован. Сделанный мастером, он создает ощущения, будто только что высохла вода в ручье, и даже маленький дождь вернет этот ручей к жизни. В зависимости от укладки и материала он имитирует как горный ручей, так и спокойную речку.

Технология проста.
Заранее заготовленную площадку под русло, засыпают песком или щебнем и используя грабли наносят рисунок в виде волн или небольшой ряби. Недостаток «сухого ручья» только один – надо досыпать материал и восстанавливать рисунок, также опрыскивать водой.

3. Растительность

Третий важнейший элемент. Подбор растительности и расстановка – это очень трудоемкая задача, требующая знаний и правил создания сада.

В японском саду доминируют оттенки серого, зеленого и коричневого цветов. Яркие цвета неприемлемы, так как мешают спокойствию. Стоит уделить внимание на игру тени, света и форм.

В выборе растительности предпочтение отдается невысоким и вечнозеленым растениям. Можно посадить сосну, сакуру (замена — слива или вишня) и японский клен. В списке подходящих растений: лотос, папоротник, хоста, тис, ива, бересклет, барбарис, можжевельник, азалия, магнолия, хризантема, пион, рододендрон, ирис и злаки.

Необходимо соблюдать контрастность зеленого: темную зелень поместить на задний план, а светлую - на передний. Это создаст ощущение глубины сада. Деревья необходимо выстроить в группу, но так, чтобы отдельно взятое дерево рассматривалось, как самостоятельная единица.

Нужно поддерживать сад круглый год. Основа композиции — сезоны, смена одного акцента другим: весна уступает место лету, как лето уступает место осени и зиме. Весной сад окутывает цветущая сакура и азалия, застилая пруд маленькими лепестками. Летом распускаются и зеленеют листья, радуя глаз летним настроением. Осенью клены горят своими удивительными листками. Зимой причудливые ветки рисуют свой узор на фоне неба.

4. Цукубай

Традиционный элемент в японском саду. Создается в виде чаши с водой для мытья рук. Предназначается для омывания перед чайной церемонией.

Состоит цукубай из каменной чаши с водой и валунов. На одном из валунов лежит ковшик из бамбука, на другом – свеча. Каждому из гостей необходимо омыть руки, лицо, прополоскать рот, и взяв ковшик, омыть после себя ручку этого же ковша.

В цукубае постоянно должна циркулировать вода. Для этого создают систему из трубок бамбука. К ней подводят водопровод. Для избежания затопления, на месте цукубая составляют небольшую дренажную систему.

5. Фонари

Сочетая с другими предметами ландшафта японского сада они ставятся в определенной точке сада. Для изготовления фонаря применяется гранит, дерево или пемза.

Фонари японского сада бывают нескольких форм: в виде домика, изящные или потайные; на подставке или на ножках. Фонарь из камня состоит из пяти частей. Каждая часть символизирует элемент природы: земля, огонь, ветер, вода, небо. Место, где стоит свеча – символизирует огонь, круглая «луговка» — это небо, крыша из загнутых углов – ветер, опора – вода, основание – земля.

Не забывайте, что такой фонарь — это и предмет декора, и освещение для сада.

6. Дорожки

Создаются только с одной целью – провести гостя по всем достопримечательным местам сада. Благодаря изгибам, они удлиняют путь и создают эффект большого пространства.

Основной материал для дорожек — камень, реже — доски и бревна. Камни необходимо размещать на 2-5 см выше уровня земли. Размеры камня и узор задают ритм шага и при хорошем расположении они располагаются как следы. Это делается, чтобы вынудить гостя к неспешной прогулке. В местах остановки или рассмотрения достопримечательности кладется широкий камень для ног.

7. Ограда

Ещё одна особенность японского сада. Закрывает сад от внешнего мира и любопытных глаз. В отличие от большинства садов, здесь стена — незаменимый атрибут. Она создает «мир в мире», поскольку строится с расчетом на ландшафт.

В качестве ограды используются бамбуковые изгороди и плетни. Изготовление таких «стен» это настоящее искусство. Изгородь устанавливается на границе сада, плетни из бамбука или тонких веток — для отделения частей сада друг от друга. Иногда, в стене сада вырезают окошечко, чтобы приоткрыть прохожим всю красоту сада.

8. Арка

Где есть забор – должна быть и дверь. Входом в японский сад служит арка. Необходимо найти хорошее и правильное место для арки. Расположение арки должно быть напротив выходящих в сад окон дома, чтобы гость, вне сада видел только малую часть этого удивительного мира.

В арке должна быть подчеркнута восточная культура. Необходимо удалить аккуратный брус из материала для создания или просто выдвинуть верхнюю перекладину на небольшое расстояние. Применяются бревно, брус или бамбук. Дальнейшее зависит от фантазии самого автора.

9. Беседка

Беседка – традиционная и необходимая часть сада. Служит для чаепитий, работы и медитации.

Японские беседки отличны от других. Внутри нет излишеств. Они нужны для уединения и созерцания, поэтому размещаются на самом выгодном месте сада. В такой беседке ценится простота и аскетичность.

10. Лавка

Скамейка – практически обязательный элемент, создается для созерцания японского сада. Играет декоративную роль.

Для японского сада хорошим решением будут грубые и массивные лавки без спинок. Лавка должна быть предельно естественной, поэтому в неё не должны вносится никакие полировки, окрашивания и прочие факторы. Может состоять из бревна, или длинной плиты. Ножки делают из камней или колод. От ножек можно отказаться, установив лавку на высокий склон или насыпной холм.

11. Мостики

Мостики размещают через водные потоки. Они — украшение сада. В саду с наиболее естественным дизайном лучше использовать грубые мосты, неотесанные камни или деревянные брусья. Подойдут подвесные мосты, повисшие над гладью воды.

12. Скульптуры

Украшения играют не столь важную роль, но они могут дополнить японский сад. Но к ним предъявляются особые требования, так как они должны вписаться в ландшафт. Широко распространены статуи Будды и бамбуковые пугала.

Пагоды (башни) имеют нечетное число ярусов. В маленьком саду прекрасно смотреться будет пятиярусная башня. Размещаются в любом месте. Не являются обязательным атрибутом сада, возможно установить один на целый сад.

Статую Будды необходимо состарить. На место установки выбирается наиболее интимный уголок вблизи дорожки. В настоящем японском саду статуя Будды играет религиозную роль. Поэтому, с философской точки зрения, установленная приверженцем иной религии, такая статуя нарушает всю гармонию сада, превращая его в подделку. Если всё же существует необходимость установить статую, можно найти статую дракона или Конфуция.

13. Колодец

Колодец – ещё один необязательный атрибут. Чисто декоративный элемент, так как утратил своё практическое значение.

Для колодца необходимо сложить кольцо из камня и соорудить подъемный механизм для ведра. Ведро должно быть деревянное.

14.Коряги и пни

Наряду с молодыми и цветущими растениями можно положить сухие коряги и пни с мохом. Такой баланс будет символизировать красоту естественного хода жизни.

15. Надписи

В японских садах часто используются надписи. На стенах могут быть начертаны стихи, беседка изрисована изречениями, на камнях выбить письмена. «Слово» в пейзаже восполняет недостаток восприятия, служит призывом к вниманию того, что казалось бы, и нет в округе, но является наиболее естественным для этого места.

Надписи могут быть и в саду. Однако надпись на японском языке, без знания этого языка, утратит всю смысловую нагрузку, и станет только предметом декора. Лучше мудрые изречения и стихи писать по-русски красивым и каллиграфическим почерком.

16. Пустота

Пустота – неотъемлемая часть сада, как и камни, вода и растения. Пустота создает фон для подчеркивания красоты каждого элемента. Заполнить пустое пространство необходимо мхом или мульчирующими материалами (кора, щепки, скорлупа). Ни в коем в японском саду нельзя застилать газон. Он будет высоким, а стрижка станет большой проблемой.

Как показывает опыт, создать такой сайт несложно. Минимальный размер участка должен быть в 1.5-2 сотки. При построении необходимо соблюдать принцип слева-направо и асимметрию.

Японский сад состоит из нескольких групп. У каждой группы — свои функции. Центральная группа может состоять из камней, водопада и деревьев. Вторая подчиняется первой и дополняет (подчеркивает) идею. Третья устанавливается поодаль, она не подчиняется первой, но уравновешивает и контрастирует с ней. Роль четвертой – связать сад с домом, с самой архитектурой. Пятая группа образует фон (высокие деревья, естественная природа, силуэт леса). Помимо основных групп может быть значительное число добавочных.

Как ни странно, но соблюсти все правила построения сада возможно и при нашем климате. И самое главное, не скопировать восточный стиль, а создать сад, отвечающий древней философии, пускай даже в нем будут элементы, не характерные для Японии.