+

+7 (495) 643-25-56
+7 (900) 472-20-91

В нынешнее время японский сад – чуть ли не самое модное направление в дизайне ландшафта. Ведь такой сад позволяет прикоснуться к восточной культуре и узнать все тайны философии Японии и Китая.

Японский сад отличается от других не только внешне, в нем заключены мысли самого создателя. Вот основные особенности:

1.Символизм

Японские сады изначально заключают в себя символизм. По сути, являясь уменьшенной копией ландшафта Азии, природы, да и самого мироздания, они выражают мировоззрение людей. Камни – это горы, пруды – моря, ручейки – это реки.

Из-за своей простоты, привычных форм трудно разглядеть какой-либо смысл и многозначное содержание.

Смысл символизма изначально заложен в буддизме. Суть буддийского учения в том, что путь к истине заложен в созерцании красоты, переживании её образов и это может стать моментом приближения к истине.

Особенно ярко элементы символизма проявляются в маленьких садах. Там не уместить большой булыжник и не сделать огромный ручеек. Но именно благодаря этому, оставшиеся элементы обладают повышенной выразительностью и несут определенный смысл.


2.Натуральность

Японский сад – это природа. Естественная природа, в которой изначально уже заложены красота и разумность. Таким образом в японском саду природа воссоздается первоначальном виде, не преображенная, а адаптированная для зрителя. Соавтором японского сада будет сама природа, кроме нее никто не способен управлять сменой сезонов и. Кроме неё никто не способен заставить опадать листья и стелить снег.

Основой такого сада следует признать природу, как идеал, к которому нужно стремиться. Можно идеализировать саму природу, но нельзя создавать того, что не встречается в природе.


3.Уединение

Издревле созерцание природы помогало приблизиться к постижению основ в вопросах бытия. В отличии от сада европейского стиля, где всё воздействует на органы чувств посредством цвета и запахов, японский сад преследует иную цель: уединение, отрешение от всего суетного и обретение душевного равновесия.

Японский сад возводится таким образом, чтобы не подчеркивать различные элементы, а созерцать саму природу в целом. Находясь в таком саду, человек должен отречься от внешнего и сосредоточится на внутреннем и на действительно важных мыслях.

Японский сад состоит из элементов, без которых его существование невозможно:


1.Камни

Основа сада, они олицетворяют мужское начало «Янь» , также задают каркас сада и структуру. От камней зависит величина и форма водоема, количество растений и многое другое. Поэтому, подбор и расстановка камней – самая важная часть в создании японского сада.

Выбор камней зависит от общего характера сада, его стиля и других элементов. Поэтому камни выбираются по форме, цвету, и прочим параметрам. Не стоит использовать искусственные камни, также не подойдут округленные и обработанные камни. Самым большим приобретением являются необычные камни, покрытые мхом, поднятые со дна озера, спущенные с горы и др. Чем удивительнее камень, тем больше ценности он представляет. Если глыба слишком «свежая», её состаривают выращивая на ней мох.

Каждый камень – это поэзия! Он наделяется своей «ролью» или «лицом». Он может лежать, убегать, прислоняться, смотреть вверх или вниз.

Все камни разделяют на группы, и они выстраиваются по принципу разностороннего треугольника. Длинная сторона обращена ко входу в сад, короткая – слева, а средняя – справа.

Камни размещаются по диагонали или параллельно главной линии сада. Самая частая композиция – из трех камней. Камни ставятся на поверхность или зарываются в землю, изредка под наклоном.


2.Вода

Второй по важности элемент – вода. Символом воды является темное женское начало «Инь». Эта энергия символизирует начало жизни, саму жизнь. Вода – это переменчивая стихия, одновременно как спокойная, так и разбушевавшаяся. Является приметой вечного движения и перемен.

В японском саду допустимы пруды, ручьи, водопады, или «сухие ручьи» - имитация ручьев посредством мелкого гравия или песка. Использование фонтанов и других неестественных форм не допустимо.

Пруд создается в больших садах. Имеет неправильную форму, извилистые берега, острова и заливы. Уровень воды поддерживается практически вровень с берегом, без какой-либо облицовки. Большая часть пруда заполняется лотосами и нимфеями, также берег создается с учетом отражательной способности воды. Благодаря этому, воссоздаются удивительные картины.

Проще пруда в исполнении – ручей. Он не требует больших площадей. Своими извилинами и поворотами он задает схему сада. Ручей может быть спокойным, или бурным с порогами и водопадами.

Водопад устраивают вдали от дома, но так, чтобы был слышен звук воды, а ночью виден отблеск ручья. Также водопад является самым простым в исполнении, дня него используется один большой неровный камень, с которого падает вода и два камня поменьше, которые образуют русло. Форма у водопада может быть самой разнообразной и причудливой.

Самым искусным в создании является «сухой ручей». Он очень востребован, и сделанный мастером он создает ощущения, будто только что высохла вода в ручье, и даже маленький дождь вернет этот ручей к жизни. В зависимости от укладки и материала он имитирует как горный ручей, так и спокойную речку.

Технология создания предельно проста:
Заранее заготовленную площадку под русло, засыпают песком или щебнем и используя грабли наносят рисунок в виде волн или небольшой ряби.

Недостаток «сухого ручья» только один – надо досыпать материал и восстанавливать рисунок, также опрыскивать водой.


3.Растительность

Третий важнейший атрибут. Подбор растительности и расстановка – это очень трудоемкая задача, требующая определенных знаний и правил создания сада.

В японском саду доминируют оттенки серого, зеленого и коричневого цветов. Яркие цвета не приемлемы, так как мешают спокойствию. Стоит уделить внимание на игру тени, света и форм.

В выборе растительности предпочтение отдается невысоким и вечнозеленым растениям. Можно посадить сосну, сакуру ( в качестве замены выступают слива или вишня) и японский клен. Также в списке подходящих растений являются: лотос, папоротник, хоста, тис, ива, бересклет, барбарис, можжевельник, азалия, магнолия, хризантема, пион, рододендрон, ирис и различные злаки.

Необходимо соблюдать контрастность зеленого: темную зелень поместить на задний план, а светлую - на передний. Это создаст ощущение глубины сада. Деревья необходимо выстроить в группу, но так, чтобы каждый отдельное взятое дерево рассматривалось, как самостоятельная единица.

Необходимо поддерживать сад в течении круглого года. Композиция строится на основе сезонов, сменяя один акцент на другой: весна уступает место лету, как лето уступает место осени и соответственно зиме. Весной сад окутывает цветущая сакура и азалия, застилая пруд маленькими лепестками. Летом распускаются и зеленеют листья, радуя глаз летним настроением. Осенью клены горят своими удивительными листками. Зимой причудливые ветки рисуют свой узор на фоне неба.


4.Цукубай

Самый традиционный элемент в японском саду. Создается в виде чаши с водой для мытья рук. Предназначается для омывания перед чайной церемонией.

Состоит цукубай из каменной чаши с водой и валунов. На одном из валунов лежит ковшик из бамбука, на другом – свеча. Каждому из гостей необходимо омыть руки, лицо, прополоскать рот, и взяв ковшик, омыть после себя ручку этого же ковша.

В цукубае постоянно должна циркулировать вода. Для этого создают систему из трубок бамбука. К ней подводят водопровод. Для избежания затопления, на месте цукубая составляют небольшую дренажную систему.


5.Фонари

Сочетая с другими предметами ландшафта японского сада они ставятся в определенной точке сада. Для изготовления фонаря используется гранит, дерево или пемза.

Фонари японского сада бывают нескольких форм: в виде домика, изящные или потайные; на подставке или на ножках. Фонарь из камня состоит из пяти частей. Каждая часть символизирует элемент природы: земля, огонь, ветер, вода, небо. Место, где стоит свеча – символизирует огонь, круглая «луговка» - это небо, крыша из загнутых углов – ветер, опора – вода, основание – земля.

Не стоит забывать, что такой фонарь не только предмет декора, но и отличное освещение для сада.

6.Дорожки

Создаются только с одной целью – провести гостя по всем достопримечательным местам сада. Благодаря своим изгибам, они удлиняют путь и создают эффект большого пространства.

Основным материалом для дорожек служит камень, реже доски и бревна. Камни необходимо размещать на 2-5 см выше уровня земли. Размеры камня и узор задают ритм шага и при хорошем расположении они располагаются, как следы. Это делается для того, чтобы вынудить гостя к неспешной прогулке. В местах остановки или рассмотрения достопримечательности кладется широкий камень для ног.


7.Ограда

Ещё одна особенность японского сада. Закрывает сад от внешнего мира и любопытных глаз. И в отличии от большинства садов, здесь стена является незаменимым атрибутом, создавая «мир в мире», поскольку строится с расчетом на ландшафт.

В качестве ограды используются бамбуковые изгороди и плетни. Изготовление таких «стен» это настоящее искусство. Изгородь устанавливается на границе сада, плетни из бамбука или тонких веток используются для отделения частей сада друг от друга. Иногда, в стене сада вырезают окошечко, чтобы приоткрыть прохожим всю красоту сада.


8.Арка

Где есть забор – должна быть и дверь. Входом в японский сад издревле служит арка. Необходимо найти не только хорошее, но и правильное место для арки. Расположение арки должно быть напротив выходящих в сад окон дома, чтобы гость, вне сада видел только малую часть этого удивительнейшего мира.

В арке должна быть подчеркнута восточная культура. Необходимо удалить аккуратный брус из материала для создания или просто выдвинуть верхнюю перекладину на небольшое расстояние. В качестве материалов используется бревно, брус или бамбук. Дальнейшее зависит от фантазии самого автора.


9.Беседка

Беседка – традиционная необходимость сада. Служит для чаепитий, работы и медитации.

Японские беседки отличны от других, внутри нет каких-либо излишеств. Они служат для уединения и созерцания, поэтому размещаются на самом выгодном месте сада. В создании такой беседки ценится простота и аскетичность.


10.Лавка

Скамейка – практически обязательный элемент, создается для созерцания японского сада. Наряду с фонарями играет декоративную роль.

Для японского сада отличным решением будут грубые и массивные лавки без спинок. Лавка должна быть предельно естественной, поэтому в неё не должны вносится никакие полировки, окрашивания и прочие факторы. Может состоять из бревна, или длинной плиты. Ножки делают из камней или колод. От ножек можно отказаться, установив лавку на высокий склон или насыпной холм.


11.Мостики

Мостики размещают через водные потоки, являются стильным украшением сада. В саду с наиболее естественным дизайном лучше использовать грубые мосты, неотесанные камни или деревянные брусья. Отлично подойдут подвесные мосты, повисшие над гладью воды.


12.Скульптуры

Украшения играют не столь важную роль, но они могут дополнить японский сад. Но к ним предъявляются особые требования, так как они должны вписаться в ландшафт. Широко распространены статуи Будды и бамбуковые пугала.

Пагоды (башни) имеют нечетное число ярусов. В маленьком саду прекрасно смотреться будет пятиярусная башня. Размещаются практически в любом месте и не являются обязательным атрибутом сада, возможно установить один на целый сад.

Статую Будды необходимо состарить. На место установки выбирается наиболее интимный уголок вблизи дорожки. Следует помнить, что в настоящем японском саду, статуя Будды играет религиозную роль, поэтому, с философской точки зрения, установленная приверженцем иной религии, такая статуя нарушает всю гармонию сада, превращая его в подделку. Если всё же существует необходимость установить статую, можно найти статую дракона или Конфуция.


13.Колодец

Колодец – ещё один необязательный атрибут. Чисто декоративный элемент, так как утратил своё практическое значение.

Для создания колодца необходимо сложить кольцо из камня и соорудить подъемный механизм для ведра. Ведро должно быть деревянное.

 

14.Коряги и пни

Наряду с молодыми и цветущими растениями можно положить сухие коряги и пни с мохом. Такой баланс будет символизировать красоту естественного хода жизни.


15.Надписи

Зачастую в японских садах используются надписи. На стенах могут быть начертаны стихи, беседка изрисована изречениями, на камнях выбить письмена. «Слово» в пейзаже восполняет недостаток восприятия, служит призывом к вниманию того, что казалось бы, и нет в округе, но является наиболее естественным для этого места.

Надписи могут быть и в саду. Однако, не стоит забывать, что надпись на японском языке, без знания этого языка, утратит всю смысловую нагрузку, и станет лишь предметом декора. Следует мудрые изречения и стихи писать по-русски красивым и каллиграфическим почерком.


16.Пустота

Пустота – столь же неотъемлемая часть сада, как и камни, вода и растения. Пустота поможет создать фон для подчеркивания красоты каждого элемента. Заполнить пустое пространство необходимо мхом или различными мульчирующими материалами (кора, щепки, скорлупа). Ни в коем в японском саду нельзя застилать газон. Он будет высоким, а стрижка станет большой пролемой.

Как показывает опыт, создать такой сайт не очень сложно. Минимальный размер участка должен быть в 1.5-2 сотки.

При построении необходимо соблюдать принцип слева-направо и ассиметрию.

Японский сад состоит из нескольких групп. Каждая группа выполняет свои функции. Центральная группа может состоять из камней, водопада и деревьев. Вторая подчиняется первой и дополняет (подчеркивает) идею. Третья устанавливается поодаль, она не подчиняется первой, но уравновешивает и контрастирует с ней. Роль четвертой – связать сад с домом, с самой архитектурой. Пятая группа образует фон (высокие деревья, естественная природа, силуэт леса). Помимо основных групп может быть значительное число добавочных.

Как ни странно, но соблюсти все правила построения сада возможно и при нашем климате. И самое главное, не скопировать восточный стиль, а создать сад, отвечающий древней философии, пускай даже в нем будут элементы, не характерные для Японии.